Календарь развития ребёнка по месяцам (от 0 до 3-х лет)

Содержание

Развитие ребенка с рождения по месяцам: 1-3 месяц

Календарь развития ребёнка по месяцам (от 0 до 3-х лет)

В семье произошло счастливое событие — родился малыш! Впереди у него длинный путь развития. Что ждать от ребенка, как он будет развиваться, какие достижения ждут малыша, какие игрушки нужны ребенку в первый год жизни — читайте месяц за месяцем в цикле статей

Первый месяц жизни ребенка

В первый месяц своей жизни значительную часть времени ребенок проводит в состоянии сна и постоянной адаптации к внешней окружающей среде. Первый месяц в жизни ребенка — время активного развития органов чувств:

Малыш учится фокусировать взгляд на крупных ярких или контрастных предметах.

К концу 2-3 недели начинает реагировать на звуки из окружающей среды, обращать на них свое внимание.

Что умеет ребенок в 1 месяц?

 Фокусировать взгляд на достаточно крупном предмете, расположенном в 40-50 сантиметрах от его лица и следить взглядом за медленно перемещающимся предметом. Чаще всего в качестве этого «предмета» выступает лицо мамы или папы;

 Различает и реагирует на звуки из окружающей среды, выделяет голос мамы, папы и других людей, которые часто с ним общаются;

 Различает цвета. Причем важен для малыша не сам цвет, а его контрастность по отношению к окружающим предметам;

 Делает попытки поднимать и удерживать голову, когда лежит на животе;

 Радует окружающих первыми, пока еще неосознанными, улыбками.

Какие игрушки нужны ребенку в 1 месяц

Рассуждая объективно, в первый месяц жизни игрушки не нужны ни ребенку, ни маме.

Все внимание малыша сосредоточено на осознании себя в этом новом мире, а потребности на сне, еде и мамином внимании.

Если очень хочется порадовать себя — то из игрушек можно повесить мобиль над кроваткой, а  для удобства, при выкладывании малыша на спинку или животик можно использовать развивающий коврик с дугами и подвешенными к нему крупными игрушками.

Второй месяц жизни ребенка

Во второй месяц своей жизни малыш продолжает осваиваться в мире, учится управлять своим телом и взаимодействовать с окружающей средой.

На 4-5 неделе жизни улыбка малыша становится более осознанной и он начинает улыбаться вам в ответ. Малыш все больше внимания обращает на происходящее вокруг. Смотрит на предметы, попадающие в поле его зрения, реагирует на различные звуки.

Что умеет ребенок в 2 месяца?

 Значительно улучшилось зрение малыша. Он видит различные предметы, фокусирует на них взгляд и изучает их;

 Непродолжительное время может удерживать голову поднятой, лежа на животике. Может поворачивать голову, реагируя на окружающие звуки;

 Активно реагирует на появление в поле зрения знакомых людей, оживляется и пытается издавать различные звуки в ответ на обращенную к нему речь.

Какие игрушки нужны ребенку в 2 месяца

К началу второго месяца жизни малыша над кроваткой уже стоит повесить мобиль с яркими, контрастными игрушками. Приобрести первые, самые простые погремушки, начать использовать развивающий коврик с дугами.

Малыш может рассматривать игрушки на мобиле или игрушки подвешенные на дугах коврика, следить за медленным движением игрушек на мобиле и успокаиваться от мелодичной музыки.

Самые простые погремушки или колокольчик пригодятся для первых игр с малышом, направленных на развитие слуха.

Третий месяц жизни ребенка

В течение третьего месяца жизни малыш продолжает осваивать возможности своего тела и совершенствоваться в навыке управления им. Малыш уже достаточно уверенно держит голову, находясь в вертикальном положении, удерживает голову поднятой лежа на животе. Активно размахивает ручкам, изучает их, начинает тянуться ручками к заинтересовавшим его предметам.

Что умеет ребенок в 3 месяца?

Достаточно уверенно следит за предметами и игрушками не только лежа на спине или животе, но и на руках у взрослого;

Проявляет первый интерес к игрушкам;

 Уверенно держит голову и чуть приподнимает корпус, лежа на животе;

 Некоторые малыши к концу третьего месяца жизни уже предпринимают первые попытки  переворачиваться со спины на животик;

 Явно реагирует на обращенные к нему слова или действия;

 Улыбается в ответ, ищет источники звуков;

 Угасает хватательный рефлекс и начинаются осознанные попытки взять и удержать понравившуюся игрушку.

Какие игрушки нужны ребенку в 3 месяца

Шезлонг или детские качельки с полулежачим положением позволят малышу не выпускать из вида маму и изучать окружающее пространство. Развивающий коврик с дугами и подвешенными игрушками для изучения и стимулирования активности малыша.

Первые погремушки и различные тактильные колечки для тренировки рук и оттачивания навыков захвата предметов.

Погремушки должны быть достаточно простые и легкие, чтобы их удобно было держать неокрепшей ручке малыша. Хорошо, если разные погремушки будут издавать отличающиеся друг от друга звуки.

За первые 3 месяца своей жизни организм малыша полностью приспосабливается ко внеутробной жизни. Малыш достаточно вырос и окреп.

Это уже не та кроха, которую вы привезли из роддома и до которой боялись лишний раз дотронуться.

За это время ребенок уже научился взаимодействовать со внешним миром и дальше только продолжит совершенствовать эти навыки и совершенствоваться в управлении своим телом.

Какие игрушки нужны ребенку от рождения и до 3х месяцев

Исходя из того, как малыш будет развиваться в первые три месяца своей жизни можно смело сказать, что из игрушек вам точно пригодится несколько разнообразных простых погремушек.

Мобиль, коврик с дугами, растяжка с подвесными игрушками, шезлонг или детские качельки — это игрушки которые вы можно попробовать использовать, но которые могут как понравиться ребенку, так и не понравиться малышу. В некоторых ситуациях они могут облегчить маме жизнь, но их нельзя отнести к списку MustHave игрушек, без которых нельзя обойтись.

Вне зависимости  от того, какие игрушки и в каких количествах вы приобретаете для малыша — самое главное на этом этапе развития — внимание со стороны мамы. А для мамы и папы часто становится актуальным вопрос — чем развлекать такую кроху, как помочь ему в развитии.

В какие игры можно играть с малышом в возрасте 1-3 месяцев читайте в нашей статье: Развивающие игры от рождения до трех месяцев.

Самое главное, помните золотое правило — хотя и имеются некоторые базовые навыки, которые малыш «должен» осваивать  в определенном возрасте, на самом деле каждый ребенок индивидуален, ничего не должен и развивается по своему собственному графику. Некоторые отклонения от «норм» могут являться поводом обратить внимание, но не являются поводом для паники или сравнения с соседским малышом!

Источник: http://HappyKids.world/razvitie-rebenka-s-rozhdeniya-po-mesyatsam-1-3-mesyats/

Развитие детей от 0 до 3 лет

Календарь развития ребёнка по месяцам (от 0 до 3-х лет)

на Bebeshka.info » Молодая мама

4599 (48 за неделю) / 26.09.16 09:00

Рождение долгожданного малыша наполняет дом сразу многим: плачем и криком, радостью и безмерным счастьем, светом. Жизнь семьи кардинально меняется – теперь главным жильцом становится не кто-то из родителей, а младенец. Конечно, все уже построенные планы в связи с его рождением придётся пересмотреть, подстраиваясь под его интересы.

Первый год развития

Для малыша первый год жизни самый важный и даже критический. За 12 месяцев ему нужно научиться держать головку, переворачиваться, сидеть, хватать предметы и удерживать их. А кроме того, смеяться, улыбаться, произносить первые слова и делать первые шаги.

То есть ребёнок учится самостоятельно жить. Также с первых дней он пытается определять эмоциональное состояние окружающих людей. Ниже приведены ориентировочные примеры развития, поскольку у каждого маленького человечка собственный темп развития.

Физическое и психологическое развитие по месяцам:

1-й месяц

Малыш учится останавливать взгляд на ярких предметах и лицах окружающих. Близким он уже дарит свою беззубую улыбку. Лёжа на животе, пытается приподнимать голову и поворачивать её в направлении доносящегося звука. Сейчас он признаёт лишь маму, поскольку чувствует знакомый запах, голос и биение сердца. Мама – это его первый объект познания мира.

2-й месяц

У крошки тормозятся некоторые движения, зато он начинает быстрее реагировать на ое обращение к нему. Малыш способен, лёжа спокойно, рассматривать подвижные предметы, причём он уже может сопровождать их взглядом. Он уже пытается управлять движением конечностей, хотя пока это у него плохо получается, и движения остаются ещё очень хаотичными.

3-й месяц

Малыш уже способен несколько минут удерживать головку, а к концу месяца делает это уверенно. Когда взрослый держит его за подмышки, малыш пытается отталкиваться ножками.

Он уже способен эмоционально реагировать не только на голоса родственников, но и просто пребывая в хорошем настроении, выражая его с помощью звуков. Малыш может в полный голос смеяться.

При кормлении ручонками стремится «правильно» поддерживать грудь мамы или бутылочку.

4-й месяц

Малыш почти всё может слышать и видеть, а его зрение уже почти равно по полноценности зрению взрослого человека. Может различать основные цвета и различает родственников по голосам.

Но родителям, начиная с этого возраста, нужно быть бдительными: раньше они могли спокойно оставить малыша на ровной поверхности, например, дивана или кровати.

Теперь же, когда малыш научился легко переворачиваться со спины на живот и обратно, без ограничителей может запросто свалиться на пол. Также он пытается самостоятельно сесть.

5-й месяц

У малыша хорошо развитые хватательные рефлексы, позволяющие уверенно держать в руках небольшие предметы. В этом возрасте у детей начинает рефлекторно развиваться крупная и мелкая моторика пальцев, когда он перехватывает из рук взрослого заинтересовавший его предмет.

Малыш уверенно держится вертикально. В этом возрасте начинает развиваться речь, первыми он пытается произносить простые гласные звуки.

Родители ужасно радуются, когда в этом возрасте чадо вдруг произносит «мама» или «папа», хотя это ещё не осознанная речь, поскольку дитя само не понимает значения произнесённого слова.

3 Я срываюсь на ребёнка

Когда мамы признаются, что срываются на своих детей, то это звучит неприятно и грустно. Речь идёт не о простой злости, а о пересечении линии невозврат …

6-й месяц

Развитие речи продолжается, уже произносятся первые слоги. Малыш с ложки ест уверенно, пытается ползать, переставляя ручонки. Уверенно сидит в окружении подушек.

7-й месяц

Умственная деятельность продолжает активно развиваться. Если постоянно упражняться, то кроха на вопрос «где?» укажет на предмет глазами или потянется к нему. Он всё увереннее ползает, а его опорно-двигательная система начинает стремительно развиваться.

8-й месяц

Малыш уже во многом самостоятельный: сам ложится и садится, и даже встаёт с опорой. С удовольствием повторяет за взрослым слоги и выполняет простейшие просьбы (покажи ручки и т. п.). Очень любит игру в ладушки.

9-10 месяцы

Достигнув этого возраста, дети пытаются делать первые самостоятельные шаги. Иногда они и вовсе начинают ходить, но только до первого падения и шишки, после чего относятся к хождению более осторожно.

11-12 месяцы

Малыш уже способен хорошо играть с предметами и осознанно произносить первые слоги и слова, обозначающие знакомые предметы.

Развитие малыша во второй год жизни

На протяжении второго года у ребёнка должно развиться мышление, память и внимание. Для этого придумано много пособий, но и они не заменят простые игры руками и различные прибаутки, на которых выросли многие поколения детей.

Речь

Малыш называет по именам всех членов своей семьи и может выговаривать простые слова. Пришла пора разучивать с ним простенькие четверостишия вне зависимости от степени успешности этого занятия.

Мышление и интерес к познанию

Ребёнок превращается в маленького неутомимого исследователя: простые вещи пытается разобрать, чтобы изнутри их рассмотреть. Ему нужно давать играть с кубиками, показывая, как из них можно сложить фигуры и пирамидки. Малыш с интересом изучает строение своего лица и тела. Ему нужно помочь научиться распознавать, где находится нос, рот, глаза и т. д.

Важные навыки

Малыш должен научиться проситься на горшок, понимать простые просьбы взрослых и выполнять их. Мячом должен уметь пользоваться по назначению, пиная его ногой или пытаться кинуть его.

Ребенок уже может самостоятельно и достаточно уверенно пить из чашки, делает попытки есть с помощью приборов.

Родителям нужно быть начеку, поскольку в этом возрасте малыша начинает интересовать содержимое шкафчиков, скрытое от глаз.

Развитие ребёнка в третий год жизни

Двухгодовалый малыш почему-то думает, что взрослые читают его мысли. Но к трём годам это проходит, стоит ему чуть лучше узнать окружающий мир. На третьем году жизни малыш с простыми навыками справляется самостоятельно.

Но взрослым важно должно быть то, что в этом возрасте у ребенка обостряются развивающиеся эмоциональные ощущения. Крошка впервые оказывается в социальной среде (игры с детьми во дворе, детский сад). В этом возрасте формирующаяся детская психика ещё очень неустойчива.

Малыша переполняют эмоции, с которыми ему трудно справиться. Поэтому между карапузами нередко вспыхивают и тут же утихают конфликты. Поэтому взрослые должны обращаться с малышами очень тактично и внимательно.

Малыш не способен ещё адекватно оценивать сказанные взрослым слова, поэтому они могут больно его ранить. А свою растерянность или неудовольствие малыш не всегда ещё может показать.

Родители ни в коем случае не должны считать переживания своего чада чем-то пустяшным и не пытаться в них разобраться, ссылаясь на отсутствие времени.
Ближе к трём годам у ребёнка начинает проявляться собственное эго, он уже начинает замечать, что люди вокруг могут думать иначе, чем он.

1 Как заботиться не только о детях, но и о себе

Дети чувствуют своих родителей интуитивно, это качество у них от природы, поскольку нужно для выживания. Но вместе с тем они также испытывают родных н …

Методика раннего развития ребёнка в первые три года

Родители всегда могут подметить, к чему тянется их ребёнок и, зная это, должны выбрать для раннего развития ту или иную методику. Для грудничка внимание родителей играет огромную роль. Это то самое время, когда в него проще всего вложить навыки и знания, необходимые для формирования волевого, сильного характера.

Долгое время среди педагогов бытовало мнение, что начинать развитие малыша рациональней незадолго до отправки его в детский сад, хотя за последние пару десятилетий эти взгляды существенно изменились.

Современные крошки проявляют большую активность, легко вовлекаются в интересные занятия и проводимые в игровой форме обучающие программы.

Методика Монтессори

Существуют методики, основанные на тактильном, эмоциональном и визуальном восприятии. В последние годы большой популярностью пользуется методика доктора Марии Монтессори, предназначенная для раннего развития малышей. В её основу положено визуальное и тактильное восприятие окружающего мира.

Монтессори полагает, что крошке нужно предоставить полную свободу действий. Он должен самостоятельно выполнять все упражнения, обучаясь в игре. Данная программа, конечно, предполагает помощь родителей, но она должна быть ненавязчивой, не сковывающей малыша.

К ребёнку-дошкольнику нужно проявлять индивидуальный подход, с учётом всех его особенностей. Для занятий по системе Монтессори подошёл бы такой принцип: «Помоги мне сделать это самому».
Детские сады, работающие на основе методики Монтессори, существуют уже во многих городах.

Здесь для каждого малыша разрабатывается индивидуальный план развития в социальной среде. Задача воспитателя состоит в такой организации деятельности ребёнка, в которой полнее раскроется его потенциал.

Среду Монтессори можно создать и в семье, тогда карапуз в возрасте до трёх лет будет прямо на глазах у родителей раскрывать свои способности, у него будет прогрессировать логическое и творческое мышление, концентрация внимания, память, фантазия и воображение, моторика. Методику Монтессори можно начинать использовать с 8-10-месячными малышами.

Методика Дьенеша

Многие педагоги добиваются заметных успехов в развитии у ребёнка визуального восприятия с помощью методики Дьенеша. Он предложил использовать целый набор предметов, различающихся по цвету и форме. Эти предметы соответствуют различным условиям окружающей среды, родители могут быстрее найти общий язык с малышом, пользуясь списком заданий.

Методика Воскобовича и Никитиных

Традиционным способом развития у маленьких детей аналитических способностей является работа с разнообразными конструкторами, заставляющая их просчитывать собственные действия и мыслить творчески.

В начале 90-х годов прошлого века российский инженер Воскобович разработал собственную методику и предложил множество разновидностей сказочных конструкторов для крошек старше двух лет.

Сюда же можно отнести и разработанные многодетными родителями Никитиными развивающие игрушки: круги, кубики, пазлы и конструкторы различных форм, фактур и цветов. Предлагаемые обучающие программы позволяют быстрее сформировать у крошки представление об окружающем мире.

Как пеленать новорожденного

Пока плод находится во чреве матери, он чувствует себя очень комфортно: со всех сторон он окружён коконом из тканей матки. Но после появления на свет …

Методика Зайцева и Чаплыгиной

Благодаря следующей группе обучающих программ у малыша можно развить интерес к чтению, математике и музыке. Сегодняшние дошкольники уже должны обучаться чтению, в помощь этому имеются две довольно интересные программы, разработанные Зайцевым и Чаплыгиной.

Обе программы за основу берут чтение по слогам. В любом наборе есть специальный блок, в котором формируются слоги и набор кубиков с буквами.

Малыши легче запоминают буквы, представленные в виде кубиков, поскольку здесь им ещё помогает ассоциация букв с разными цветами.

Методика Железновых

Семья Железновых предложила интересную методику для развития у малышей музыкальных талантов. В обучающую программу здесь входит прослушивание детьми современной и классической музыки, игры, связанные с танцами и забавные жесты, которые отлично тренируют как слух, так и визуальное восприятие.

Методика Кюизинера

Кюизинер считает, что обучать детей счёту и простейшим арифметическим действиям можно в раннем возрасте. Он внёс в обучение палочки, имеющие разную длину и окраску, которые должны ассоциироваться в детской голове с цифрами. С помощью этих палочек крошку можно быстро научить отличать большее число от меньшего.

Цифры и буквы довольно сложно воспринимаются даже взрослыми детьми, но когда это происходит в игровой форме, да ещё с привлекательными цветами, то процесс обучения становится лёгким и весёлым.

Упомянутые методики предназначены для детей старше года, но есть также метод Ибука и теория Тюленева, согласно которым малыша только до трёх лет можно всему научить с помощью специальных пособий и игрушек.

Несмотря на противоречивость, эти методики доказали эффективность, поэтому они могут также быть небезынтересными для родителей. Важно учитывать, что малыш всю информацию воспринимает зрительно. В начальной стадии обучения необходимо следить, как малыш воспринимает поступающую информацию.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/molodaya-mama/razvitie-detey-ot-0-do-3-let

Развитие ребенка от 0 до 3х месяцев

Календарь развития ребёнка по месяцам (от 0 до 3-х лет)

К концу первого месяца ваш малыш будет уметь многое, несмотря на свой еще совсем маленький возраст. Дело в том, что на протяжении месяца ребенок учится жить в непривычной для него среде, но учится гигантскими семимильными шагами. Поэтому в месяц младенец хорошо умеет:

  • Приподнимать ненадолго головку, когда лежит на твердой ровной поверхности.
  • Смотреть, сфокусировавшись на лице мамы.
  • Реагировать или даже поворачивать голову в сторону громкого звука, например, погремушки или колокольчика.
  • Следить глазами за неспешно перемещаемым перед ним предметом.
  • Кроме этого, младенец в этом возрасте иногда уже умеет:
  • Агукать или «говорить» по-своему.
  • Улыбаться и даже смеяться во сне.
  • Соединять руки.
  • Взвизгивать при плаче или радости.

К концу второго месяца малыш может делать то же самое и еще совершенствовать свои навыки. Новое может появиться у ребенка уже в середине второго месяца. Младенец может:

  • Улыбаться или смеяться в ответ на радостные эмоции мамы.
  • Уверенно держать голову в вертикальном положении.
  • Приподнимать грудь, когда лежит на животе.

Если ваш малыш в два месяца делает следующие действия, то развивается он очень быстро:

  • Переворачивается в какую-либо сторону.
  • Держит игрушку пальчиками или кончиками пальцев.
  • Задерживает взгляд на мелком предмете перед ним.
  • Произносит гласные и даже согласные звуки.

За три месяца ребенок растет действительно как в сказке – не по дням, а по часам, поэтому в конце третьего месяца он обладает многими умениями. Три месяца – это как раз тот переходный возраст, когда ребенка следует показать неврологу и сообщить ему об умениях вашего малыша.

  • Когда малыш лежит на животике, то может поднимать голову на 45 и 90 градусов.
  • Кроме того, он может громко смеяться.
  • Ребенок улыбается чаще и во сне, и во время бодрствования.
  • На руках у взрослого младенец хорошо держит голову.
  • Хорошо приподнимается на ручках и отрывает грудь от поверхности.
  • Ребенок переворачивается с животика на спинку и наоборот.
  • Малыш может обращать внимание на мелкий предмет, если он его заинтересует.
  • Кроме того, трехмесячный ребенок может делать и многое из того, что свойственно детям более старшего возраста
  • Ваше чадо немного стоит и даже пытается двигать ножками в вертикальном положении.
  • Ребенок может тянуться к предмету, который ему нравится.
  • Он поддерживает голову наравне телу, если пытаться его присаживать. Но сажать ребенка в таком возрасте запрещено категорически.
  • Малыш реагирует на голос мамы и папы. Может на их голоса повернуться, что-то «ответить» или улыбнуться.
  • Кроме агуканья и произношения гласных и согласных звуков, ребенок может фыркать или похрюкивать.

Главное, помнить, что если все эти действия ваш ребенок выполняет не в такой последовательности или не в свой месяц, либо совсем не делает, то нет ничего страшного. У каждого ребенка своя физиология развития. Но если вас что-то серьезно настораживает, обратитесь к врачу.

Ребенок, только что появившийся на свет (0 месяц)

Данные физического роста Сведения наших педиатров Сведения всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Нижний предел Верхний предел Нижний предел Верхний предел
Вес мальчиков, кг 2,9 3,9 2,5 4,4
Вес девочек, кг 2,8 3,9 2,4 4,2
Рост мальчиков, см 48,0 53,5 46,1 53,7
Рост девочек, см 47,5 53,1 45,4 52,9
Обхват головы мальчиков, см 33,7 36,7 31,5 36,2
Обхват головы девочек, см 32,5 35,5 31,9 37,0
Обхват грудной клетки мальчиков, см 32,3 36,8
Обхват грудной клетки девочек, см 32,0 36,0

Ребенок 1-го месяца жизни

Данные физического роста Сведения наших педиатров Сведения всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Нижний предел Верхний предел Нижний предел Верхний предел
Вес мальчиков, кг 3,6 5,1 3,4 5,8
Вес девочек, кг 3,6 4,7 3,2 5,5
Рост мальчиков, см 51,2 56,5 50,8 58,6
Рост девочек, см 50,3 56,1 49,8 57,6
Обхват головы мальчиков, см 35,5 39,1 34,9 39,6
Обхват головы девочек, см 35,0 38,1 34,2 38,9
Обхват грудной клетки мальчиков, см 34,1 38,9
Обхват грудной клетки девочек, см 34,0 38,1

Ребенок 2-го месяца жизни

Данные физического роста Сведения наших педиатров Сведения всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Нижний предел Верхний предел Нижний предел Верхний предел
Вес мальчиков, кг 4,2 6,0 4,3 7,1
Вес девочек, кг 4,2 5,5 3,9 6,6
Рост мальчиков, см 53,8 59,4 54,4 62,4
Рост девочек, см 53,3 59,3 53,0 61,1
Обхват головы мальчиков, см 37,4 41,0 36,8 41,5
Обхват головы девочек, см 36,7 39,8 35,8 40,7
Обхват грудной клетки мальчиков, см 35,7 40,8
Обхват грудной клетки девочек, см 35,6 39,9

Ребенок 3-го месяца жизни

Данные физического роста Сведения наших педиатров Сведения всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)
Нижний предел Верхний предел Нижний предел Верхний предел
Вес мальчиков, кг 4,9 7,0 5,0 8,0
Вес девочек, кг 4,8 6,3 4,5 7,5
Рост мальчиков, см 56,5 62,0 57,3 65,5
Рост девочек, см 56,2 61,8 55,6 64,0
Обхват головы мальчиков, см 39,0 42,5 38,1 42,9
Обхват головы девочек, см 38,0 41,2 37,1 42,0
Обхват грудной клетки мальчиков, см 36,5 41,6
Обхват грудной клетки девочек, см 37,3 41,4

Источник: https://deti.life/deti-do-goda/kalendar-razvitiya-po-mesyaczam/razvitie-rebenka-ot-0-do-3x-mesyaczev.html

Календарь развития ребенка по месяцам до года — узнайте о развитии ребенка на каждом месяце

Календарь развития ребёнка по месяцам (от 0 до 3-х лет)

Период от рождения до года – это такой промежуток времени, в течение которого человеческий организм совершает просто головокружительный скачок в развитии. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, уже никогда больше не происходят столь глобальные заложенные природой изменения, меняющие человека до неузнаваемости.

И только в этот самый первый год молодые мамы отмечают маленькие дни рождения своего малыша ежемесячно. И ведь правда – каждый прожитый месяц – это важный этап в жизни вашего крохи. Скорость приобретения навыков в процессе его развития просто феноменальна. Давайте рассмотрим этот процесс подробно, по месяцам.

1-й месяц жизни

Если посмотреть со стороны на малыша в возрасте от рождения до 1 месяца, то может показаться, будто он только и делает, что ест и спит. Однако именно в этот период его организм производит огромную работу по адаптации к жизни вне тела матери.

Младенец ещё не различает собственных границ, и у него сильна потребность постоянно чувствовать мамино тепло. Он воспринимает себя как продолжение мамы, а не как отдельное существо.

Мама, которая ждала его долгие месяцы, пытается поговорить с ним, заглянуть в глаза, но малыш только к концу первого месяца начинает фиксировать взгляд. Однако это не означает, что ему безразличны мамины слова и интонации. Он просто ещё не умеет выдавать привычных для нас реакций.

Кроха проводит в состоянии сна 18-20 часов в сутки. И очень много времени он готов проводить у груди (может сосать грудь даже во сне). Движения ручек и ножек хаотичны, а мимика и звуки, которые издаёт ребёнок, являются скорее реакциями на внутренние ощущения, чем на внешние раздражители, кроме сильных (резкий звук, яркий свет, холод).

2-й месяц жизни

Ваш малыш больше не новорожденный. Теперь он – грудничок. Кроха по-прежнему много спит и нуждается в постоянном присутствии мамы, однако вы можете заметить некоторые изменения в его поведении:

  • Малыш стал проявлять интерес к окружающему миру, умеет выразить улыбкой радость от появления мамы. Может долго и сосредоточенно разглядывать её лицо, узнаёт и выделяет её среди других людей;
  • Фиксирует взгляд на предметах, следит за перемещаемой игрушкой. Любит смотреть на яркие и контрастные предметы;
  • Различает звуки и цвета;
  • Если положить малыша на животик, он пытается приподнять головку.

Зрительный аппарат ребёнка ещё не полностью сформирован, поэтому он хорошо видит только те предметы, которые расположены не дальше полуметра от него.

3-й месяц жизни

Теперь ваш малыш умеет выражать эмоции так, что у вас не остаётся сомнений – доволен он или расстроен, радуется или капризничает. Вы уже можете определять все его потребности именно по эмоциональному состоянию. Улыбка всё чаще озаряет его личико, что очень радует любую маму. У ребёнка совершенствуется зрительный аппарат, и он уже умеет различать предметы на расстоянии более 50 см.

На 3-м месяце жизни появляются следующие навыки:

  • Удерживает головку из положения лёжа на животике до 30 секунд иногда дольше. Умеет поворачивать головку в сторону из этого же положения;
  • Произносит различные звуки, пытаясь подражать разговору окружающих. Реагирует на приближение мамы не только мимикой, но и повышенной двигательной активностью;
  • Находит свои кулачки и обсасывает их.

Малыш больше времени проводит в состоянии бодрствования, у него начинает формироваться режим, периоды ночного сна становятся длиннее, чем периоды дневного. Некоторые дети в этом возрасте уже могут проспать ночью 6 часов кряду.

4-й месяц жизни

Вы с удивлением замечаете, что ваш малыш превращается в крепкого карапуза. На 4 месяце его мышцы значительно окрепли, а выражение лица стало более осмысленным.

Отмечаются следующие навыки:

  • Хорошо и довольно долго держит головку, когда лежит на животике;
  • Со спины переворачивается на бочок;
  • Издаёт более разнообразные звуки, гулит;
  • Тащит в рот не только свои ручки, но и игрушки, исследует их, пробуя на вкус;
  • Начинает смеяться;
  • Прислушивается к музыке, очень хорошо различает голоса всех членов семьи.

Ваш малыш уже немного по-другому нуждается в маме. Если раньше мама была только источником еды и тепла, то теперь ребёнок нуждается в общении с ней. Разговаривайте с малышом, пойте песенки и рассказывайте ему сказки.

5-й месяц жизни

Ваш малыш меньше беспокоится, лучше спит по ночам. Если раньше у него могли отмечаться кишечные колики, то к 4 месяцам животик обычно успокаивается, пищеварение налаживается.

Отмечаются следующие умения:

  • Целенаправленно захватывает игрушку, так как улучшилась координация движений;
  • Возникают первые попытки сесть. Малыш приподнимает голову и плечи из положения лёжа на спине;
  • Может произносить отдельные слоги;
  • Если мама достаточно разговаривала с малышом и называла его по имени, то на 5 месяце жизни ребёнок узнаёт свое имя, «откликается» на него.

Ребёнок начинает осознавать собственные границы. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы существом, однако всё равно не любит оставаться один, ему становится скучно, и он требует, чтобы взрослые проводили с ним время.

6-й месяц жизни

Ваш малыш начинает более настороженно относиться к чужим людям.

Если раньше его мог подержать на ручках даже незнакомый ему человек, то теперь ребёнок начинает громко плакать и проситься к маме или тому, кто проводит с ним много времени.

Общается кроха всё более активно, гуление сменяется лепетанием с явно выраженными попытками подражания. Иногда у ребёнка случайно получается произнести целое слово, но эта речь не является осознанной.

Совершенствуются следующие навыки:

  • Может перевернуться с живота на спинку;
  • Лёжа на животе, вращается вокруг точки опоры, отталкивается ножками, делая попытки ползти;
  • Из положения лёжа на спине может подтянуться и сесть, держась за опору;
  • Стоит с поддержкой.

Ребёнок 6-го месяца жизни уже способен занимать сам себя игрушками, и умеет какое-то время обходиться без мамы.

7-й месяц жизни

Каждый прожитый месяц – это как маленький праздник для ребёнка и его родителей. Но теперь вы отметили более серьёзную дату – полгодика.

Это тоже своего рода рубеж, после которого дальнейшее развитие вашего карапуза пойдёт уже по другому сценарию. Но и сейчас ребёнка не узнать.

Вы смотрите на его фотографии, где он новорождённый, и не верите, что это было совсем недавно. Кстати, эти же фотографии с интересом рассматривает вместе с вами и ваш малыш.

Он проявляет интерес к различным картинкам, а на фото уже может узнать маму и других родственников.

Умеет он тоже уже довольно много:

  • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
  • Сидит с поддержкой;
  • Совершенствует навыки ползания, может перемещаться на небольшие расстояния;
  • Повторяет один и тот же слог много раз;
  • Играя, перекладывает игрушку из одной руки в другую;
  • Хорошо держит голову из любого положения.

Расширяется диапазон проявляемых эмоций. По ночам малыш начинает чаще просыпаться и капризничать – у него прорезаются зубы.

8-й месяц жизни

С этого возраста за малышом нужен глаз да глаз. Навык ползания уже сформирован, и многие 7-месячные малыши «перекочёвывают» из кроватки на пол. И там их интересует абсолютно всё.

Необходимо убрать из поля зрения малыша все опасные предметы, так как он не пропустит ни одной вещи, попавшейся ему на пути.

Малыш уже понимает многие слова мамы, в том числе освоил значение слова «нельзя», но им движет любопытство, заставляя игнорировать мамины запреты.

Навыки ребёнка в возрасте от 7 до 8 месяцев следующие:

  • Активно ползает;
  • Может выполнять простые просьбы (покажи, где глазки, носик, ручки);
  • Проявляет упорство, когда хочет достать интересующий предмет;
  • Играет в игрушки более осмысленно. Имеет представление о размерах и может вложить маленькую игрушку в большую;
  • Может сидеть и стоять у опоры.

Продолжается прорезывание зубов. Как правило, в 7 месяцев у ребёнка есть как минимум уже 2 нижних резца.

9-й месяц жизни

Активность вашего малыша не знает границ. Теперь он уже не только проворно ползает по всей квартире, но ещё и садится из любого положения, самостоятельно встаёт и ходит у опоры. Пытается прыгать и танцевать.

Развитие ребёнка на данном этапе:

  • Понимает довольно много слов и выражений, выполняет простые действия по просьбе взрослых (машет ручкой, даёт нужный предмет, хлопает и т.д.);
  • Умеет осмыслено играть с игрушками, согласно их предназначению;
  • Становится более упорным и настойчивым, может попытаться отобрать у взрослого или другого ребёнка понравившийся ему предмет.

На 9 месяце жизни у ребёнка обычно 4 или больше зубов, он может пережёвывать мягкую пищу и откусывать кусочки передними зубами. Умеет пить из чашки с помощью взрослого, или самостоятельно – из поильника.

Для этого возраста характерны резкие перепады настроения. В силу повышенной активности быстро наступает эмоциональное перенасыщение.

Важно оберегать ребёнка от слишком большого количества впечатлений, поскольку нагрузка на его нервную систему и так достаточно велика.

10-й месяц жизни

Ваш малыш всё больше и больше подражает окружающим. Теперь вам придётся ещё больше следить за собой, за своим поведением и речью, так как ребёнок всё запоминает и копирует. Закладывается основа для его дальнейшего поведения в обществе.

Его навыки всё более совершенствуются:

  • Поскольку полноценной речи пока нет, а жажда общения крайне велика, малыш активно пользуется жестикуляцией для общения;
  • Умеет захватывать предметы двумя пальцами;
  • Умеет ползать, удерживая игрушку в одной руке;
  • Знает названия большинства игрушек и многих предметов, может показать их по просьбе взрослого.

Уже совсем скоро малыш начнёт ходить, а пока он всё более активно перемещается, держась за опору. По мере того, как развивается самостоятельность, начинает проявляться своеволие: малыш может сопротивляться гигиеническим процедурам, одеванию и другим манипуляциям с ним. Родителям требуется всё больше терпения.

11-й месяц жизни

Освоив все основные способы перемещения по квартире, ваш малыш начинает активно участвовать в маминых делах. Чем бы мама ни занималась, кроха попытается ей «помочь». Не отстраняйте ребёнка и не ругайте за испорченные вещи, ведь его внимание сейчас сконцентрировано на том, чтобы быть полезным, закладывается навык проявлять внимание к людям и оказывать им помощь. У вас растёт помощник.

На 11 месяце жизни ваш малыш умеет:

  • Самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды;
  • Произносить первые слова, копировать интонации окружающих;
  • Сидеть на горшке, приучается им пользоваться.

Некоторые дети в конце этого месяца начинают делать первые шаги

12-й месяц жизни

Вот и подошёл к концу этот уникальный период в жизни вашего ребёнка. В последний месяц первого года жизни, в принципе, ребёнок уже разговаривает, только его язык пока ещё малопонятен. Отдельные слова могут получаться хорошо, но основная речь весьма неразборчива.

Приближаясь к первой круглой дате, малыш умеет:

  • Понимать большинство обращённых к нему просьб. Пассивный словарный запас у него уже достаточно большой;
  • Ползает и лазает уже довольно ловко, некоторые малыши уже ходят без опоры не маленькие расстояния;
  • Знает предназначение большинства предметов;
  • Положительно реагирует на похвалу, ждёт от родителей оценки своих действий;
  • Совмещает язык жестов и речь, дополняет жестами простые слова.
  • Администратор
  • Распечатать

Источник: https://moy-kroha.info/kalendar-razvitiya-rebenka-po-mesyatsam-do-goda

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.